Вот уже 16 лет я живу рядом со школой № 32. Окно в окно: от стены этого старинного здания из красного кирпича до моего балкона метров пятнадцать, не больше. И каждый год слышу, как школьники, отмечая окончание учебного года, остервенело бьют стёкла в родной школе. «Традиция» у них такая. Решётки на окнах не спасают. Звенит стекло, а ученики и не подозревают, что сто лет назад под стройный хор девичьих голосов, поющих «Тебя, Бога, хвалим», здесь звонили церковные колокола…
Декорирован «сухариками»
В середине XIX века в системе образования Российской империи появились женские духовные училища. Они были немногочисленны, поскольку в среде духовенства женское образование считалось излишней роскошью.
В наш «край каторги и ссылки» мода на образованных женщин пришла гораздо позже: 120 лет назад, 22 октября 1895 года, на пересечении улиц с красивыми названиями Мариинская (сейчас ул. Богомягкова) и Троицкосавская (ул. Балябина) указом Святейшего Синода по просьбе епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия было открыто Епархиальное женское училище. Сначала оно располагалось в деревянном доме бывшей епархиальной библиотеки, а чуть позже переехало в специально построенное двухэтажное, краснокирпичное, прямоугольное здание.
Вот как описан в «Энциклопедии Забайкалья» этот памятник архитектуры и градостроительства:
«Лаконичный строгий декор сформирован только на главном фасаде. Симметричность главного фасада подчёркнута фланкирующими ризалитами, завершёнными в уровне кровли невысокими парапетами. Фасад раскрепован горизонтальными тягами. Профилированный карниз декорирован поребриком, по главному фасаду - «сухариками». Массивное обрамление наличников сформировано по первому этажу замком, фартук заполнен бриллиантовым рустом, по второму - профилированным карнизом, поддержанным кронштейнами. Фартук декорирован кружками, повторяющимися по фризовой полосе».

С инородцев – 270 рублей
Создатели Епархиального женского училища ставили перед собой задачу вырастить в первую очередь ревностных прихожанок, достойных для заключения брака со священниками. Позже они взяли курс на педагогическую подготовку учащихся: многие из выпускниц пополнили ряды учителей церковно-приходских школ. Поскольку по образованию училище давало его выпускницам одинаковые права с их сверстницами из женской гимназии, поступить можно было только с 11-12 лет после окончания приходских училищ или сельских школ.
Епархиальное училище имело свой пансион, в котором проживало 106 девочек. Местный бытописатель Алексей Иванович Попов в 1907 году в своем путеводителе по Чите заметил, что «на полном содержании Епархии было 36, на половинном – 16, пансионерок – 54. Полные пансионерки платили за первый курс 150 рублей, а инославные (инородцы) – 270». Так что женское обучение было не из дешёвых.
Согласно училищному уставу обучение велось по шестиклассной системе. В 1905-1906 учебном году в шести классах 27 учителей и служителей преподавали 125-ти ученицам (108 были дочерьми священников) арифметику, чистописание, рисование, русский, церковнославянский, немецкий и французский языки, гражданскую историю, геометрию, физику, музыку, гимнастику и церковное пение. Ученицы постигали методику и дидактику.
Во главе дисциплин стоял Закон Божий, на него полагалось 25 учебных часов в неделю, а на церковное пение – 12. Но были и не совсем «серьезные» уроки шитья, вязания, ведения домашнего хозяйства и кулинарии. Дополнительно обучали садоводству, огородничеству и иконописи. Физическое воспитание ограничивалось прогулками и играми на свежем воздухе. Девочки пользовались хорошей библиотекой, о которой учредители постоянно заботились.
Учебный год обычно длился со 2 августа по 15 июня, летние каникулы продолжались всего шесть недель, а экзамены проходили в июне и по всем предметам.
Училище жило в режиме строгости и бережливости. Поведение девиц было безупречным. Все шесть лет воспитанницы находились под бдительным надзором воспитательниц, которые обязаны были находиться с детьми неотлучно. Девочки жили в жестком режиме с ранним подъёмом, ранним отходом ко сну и едой по часам. Как правило, воспитанницы вставали в 6 или 7 утра. Час отводился на утренний туалет, уборку комнат. Затем - молитва…
Под ударом советской власти
Работая над этим материалом и в очередной раз рассматривая старую фотографию училища, вдруг увидела то, на что почему-то раньше не обратила внимание - «маковку» церкви позади здания. Получается, что на месте моего дома сто лет назад был храм, действовавший почти четверть века!

По архивным данным, при епархиальном училище работала домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, играющая важную роль в повседневной жизни епархиалок. Воспитанницы старших классов читали здесь утренние и вечерние молитвы, присутствовали на всенощных бдениях и литургии, говели и исповедовались.
С Введенской церковью были связаны все праздничные и наиболее знаменательные события и учебной, и церковной жизни. Многие годы здесь служил священник о. Николай Элизен и диакон о. Георгий Пляскин, а Закон Божий и гражданскую историю преподавал о. Василий Лахин. Почти с основания училища его начальницей была Варвара Иннокентьевна Корнакова, за труды награжденная серебряной медалью на Александровской ленте.
И ещё одно открытие. Выпускницы училища вместе с аттестатами получали Евангелия, молитвенники и похвальные листы из рук прадеда моего свёкра, маститого 85-ти летнего старца Иоанна Иоанновича Титова, руководящего Забайкальским Епархиальным училищным Советом и кафедрального протоиерея.

Домовые церкви первыми попали под удар советской власти, упразднённые вместе с самими учебными заведениями декретом 1918 года. Судьба имущества церкви Епархиального училища неизвестна, скорее всего, была расхищена и погибла в разрухе гражданской войны.
В 1922 году в епархиальном здании разместили Губернскую милицейскую школу и Губернскую часть особого назначения (ГубЧОН). Коммунарам, так называли бойцов ЧОН, было не до молитв: они боролись с бандитизмом, охраняли железную дорогу и пункты сбора продналога.
В конце 1927 года здесь организовали педагогический техникум. С 1937 года здание было занято школой №9, а в начале 90-х годов XX века школой №32, ученики которой лупят камнями по окнам исторического здания.
Не ведают, что творят…
Титовский корень
250 лет Титовы, потомственные духовные миссионеры, старинному роду которых принадлежит мама моего свёкра Елизавета Ниловна Титова, служили в священных званиях в Забайкальском крае. А пришли они сюда из Тверской губернии в 1654 году в числе первых покорителей под начальством даурского воеводы Афанасия Пашкова.
«Пионером» был Никита Варламович (по прозвищу Мара) Титов - конный казак, «нерчинский сын боярский». В устье Нерчи казаки основали Нелюдский тунгусский острог, а Никита Титов был настоятелем мужского Успенского монастыря с богадельней для престарелых и увечных служилых людей. В 1775 году настоятелем прихода был определен Иосиф Титов.
В самой ранней из сохранившихся книг Градо-Читинской Михаило-Архангельской церкви в записях за 1722 год встречаются автографы дьячка Иоанна Титова и пономаря Никиты Титова.
В записях от 1740 год значатся Титовы: священник Симеон, дьякон Иоанн, дьячок Хрисанф, пономари Илия, Никита и Епифан.
А ещё по преданиям, на месте, где ныне в Чите находится Михайло-Архангельская церковь (церковь декабристов), построена была первая церковь по инициативе «трёх братьев Титовых, выходцев из внутренних губерний России и наперво поселившихся в так называемой ныне станице Титовой, получившей будто бы название своё от фамилии Титовых, из которой они приходили для служения в этот храм». Деревня Титово, находящаяся у подножия сопки, со временем стала районом Читы, а сопка и по сей день так и зовётся – Титовская.
В 1828 году иерей Симеон Титов венчал в Михайло-Архангельской церкви декабриста Ивана Анненкова и Полину Гебль.
Не менее известен Иоанн Титов – настоятель Кафедрального собора в Чите, член Забайкальской духовной консистории, более 30 лет отдавший народному просвещению, за заслуги перед приходом, городом и краем представленный к ордену Святого князя Владимира II степени, а в дни празднования 300-летия Дома Романовых получивший от губернатора главную награду – золотой нагрудный крест.
Ирина Баринова / Чита историческая, 09:15, 14 марта 2016
|