По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского,
главы Забайкальской митрополии
ЗАБАЙКАЛЬЕ  ПРАВОСЛАВНОЕ
Официальный сайт Читинской епархии
Краткая летопись истории Православия в Забайкалье
Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом.
В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая).
В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св. Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери "Знамение". В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня,  и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725).
 В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых.
В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями.
В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии. С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны.
Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888), четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу.
В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь.
24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу  как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г.  12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского.
24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века.
20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Иоанн (Смирнов). 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру. В 1915 г. был упразднен мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь, а братия переведена в новый Селенгинский Спасский монастырь, который предполагалось построить при Старо-Селенгинском Спасском соборе.
20 ноября 1916 года в Чите Начальник Забайкальской Духовной Миссии архимандрит Ефрем (Кузнецов) был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии.
26 ноября 1916 года новым епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен преосвященный Мелетий (Заборовский). В апреле 1917 года в Чите собрание псаломщиков и диаконов организовало «Союз низших членов клира для защиты профессиональных интересов»; тогда же в Чите под председательством священника Сергия Старкова состоялся съезд духовенства и мирян Забайкальской епархии. В 1920 году вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Семенова Забайкалье навсегда покинул епископ Мелетий (Заборовский). Еще два года он пытался управлять Забайкальской епархией из Харбина. В 1922 году в Харбине был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии читинский священник Сергий Старков, много лет служивший в домовой церкви Учительской семинарии. Епископ Софроний (Старков) в том же году вернулся в Читу; в 1923 году он был арестован. С 5 декабря 1924 по 1927 гг. временно управлял Забайкальской епархией епископ Охотский Даниил (Шеостенников).
Епископ Евсевий (Рождественский) в ноябре 1926 года (1927?) митрополитом Сергием (Страгородским) назначен епископом Забайкальским, 27 марта 1930 года возведен в сан архиепископа.
В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была упразднена. В 1948 году была восстановлена Иркутская епархия. Правящие архиереи теперь именовались Иркутскими и Читинскими.
21 апреля 1994 года указом Святейшего синода была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия, ставшая именоваться Читинской и Забайкальской епархией.
Первым епископом был назначен Преосвященный Палладий (Шиман), который до этого был ректором Одесской духовной семинарии, викарием Киевской митрополии, епископом Ижевским и Удмуртским, имел степень кандидата богословия. Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. В ноябре 1996 года епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 года.
В феврале 2000 года в Читу прибыл епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов).
Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал №82) из состава Читинской епархии выделена Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Преосвященным Читинским определено иметь титул Читинский и Краснокаменский. В связи с реорганизацией переименовывается и сама епархия в «Читинскую и Краснокаменскую». Все структуры епархии, Духовное училище, прогимназия, храмы и приходы на территории Забайкальского края относятся к Читинской и Краснокаменской епархии.

30 мая 2014 г. (журнал № 35) епископом Читинским и Краснокаменским назначен Владимир (Самохин), епископ Скопинский и Шацкий.

25 декабря 2014 года на заседании Священного Синода (журнал № 121) учреждена Забайкальская митрополия Русской Православной Церкви, включающая Читинскую и Нерчинскую епархии. Епископу Читинскому определено иметь титул Читинский и Петровск-Забайкальский.

1 февраля 2015 г. епископ Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир возведен в сан митрополита.
3 июня 2016 г. решением Священного Синода (журнал № 36)  временное управление Читинской епархией поручено епископу Нерчинскому и Краснокаменскому Димитрию (Елисееву).